Запомните правила композиции в кадре!

15 Ноябрь 2014

Правильная композиция кадра может в корне поменять концепцию и качество снимка. К сожалению, многие хоть и знакомы с основанными правилами композиции, все равно умудряются наделать ошибок. Может эти ошибки возникают из-за отсутствия опыта? Несколько простых советов помогут скомпоновать фотографируемые объекты в единую гармоничную картинку и избежать ошибок. 

Золотое сечение

В фотоделе применяется правило третей. Правило третей – это упрощенное нахождение точек золотого сечения. К счастью, этого правила вполне хватает в фотографии для того, чтобы снимки смотрелись реалистично.

Кадр следует разделить на три части, по вертикали и по горизонтали, получается 4 точки пересечения, которые и являются золотым сечением. Это именно те точки, которые являются активными и на которые человек обращает больше всего внимания. Фотографируемые объекты должны располагаться так, чтобы попадать в точки золотого сечения, либо находиться близ них.

Самая распространенная ошибка в этой практике – это размещение объекта в центре пересечения. Следует помнить про первый, средний и задний план. Наличие планов в кадре делает снимок более глубоким в пространственном отношении.

Точка съемки

Как правило, с разных сторон и под разными углами объект смотрится совершенно иначе. При рассмотрении предмета с разных сторон можно заметить детали, которые не были бы видны с другого ракурса. Если в процессе съемки поменять ракурс, то можно полностью изменить вид и даже идею фотографии.

В кадре имеются вертикальные и горизонтальные линии. Те объекты, которые находятся на этих линиях, выглядят более статично.

Если рассматривать диагональ из левого верхнего угла в правый нижний, то важно отметить, что объекты, размещенные на ней, становятся движущимися, т.е. эта диагональ придает объекту динамичность. Если же расположить объект в противоположную сторону (т.е. по диагонали, из нижнего правого угла в верхний левый угол), то движением объекта становится невозможным.

Когда снимается вода или корабли, то нужно обязательно следить за линией горизонта. Наверняка все фотографы, как профессионалы, так и любители, хоть раз в жизни, да слышали фразу «горизонт завален».

Есть несколько советов, которые помогут избежать ошибки «заваленного горизонта» и скомпоновать кадр наиболее удачным способом:

  • При съемке объективом с фокусным расстоянием 28 мм, надо помнить, что при наклоне камеры вверх или вниз изображение искажается. Есть специальные объективы, которые предназначены для съемки архитектурных сооружений – тилт-шифт объективы;
  • Линия горизонта не должна находиться на середине кадра. Проходя по центру, линия горизонта разделяет кадр на две равносильные части, что сбивает зрителя с толку, ведь он не может понять, какая же часть снимка важнее;
  • Для того, чтобы подчеркнуть главный объект, можно использовать веточки деревьев, которые создадут рамку. Эту хитрость также можно использовать, чтобы заполнить пустое пространство, например, когда на снимке слишком много безоблачного неба.  Не стоит впадать в крайности, и делать рамку главным элементом кадра;
  • Крупно плановые портреты следует снимать с уровня глаз фотографируемого человека. При съемке в полный рост, камера устанавливается на уровни груди;
  • Надо следить за тем, чтобы линия горизонта или же фон не проходили через голову модели;
  • На кадре из головы человека не должны торчать столбы, расти рога  и т.д. Если есть какие-то предметы и сооружения, которые мешают гармоничному кадру, стоит поменять ракурс съемки или переместить модель на другое место;
  • Следует избегать ярких цветов вокруг главного объекта съемки. Это очень отвлекает внимание зрителя;

Во время съемки нужно быть всегда внимательными. Конечно, сложно уследить за всеми деталями, потому что их бесчисленное количество. Но, если уж и выбирать, что важнее, то, несомненно, пальм первенства отдается композиции кадра.